Федорины вечерки в 2025 году: |
24 сентября, среда |
Другие названия: | Федорин день; Федора – капустница; Федора осенняя; Федора – замочи хвосты; Федора – обдера, Преподобной Феодоры Александрийской Младшей |
Память преподобной Феодоры Александрийской Младшей ежегодно свершается церковью 24 сентября. За свою жизнь праведница претерпела множество страданий и испытаний судьбы, но не отреклась от Всевышнего, а смиренно принимала все тяготы.
На Руси дата получило множество иных названий, более привычных слуху — Федорин день, Федорины вечерки и даже Федора осенняя — замочи хвосты. Считалось, что этот период времени слякотный, неприятный, но традиционно заканчивающийся всеобщей уборкой овощей.
История жития святой
Преподобная вместе с супругом жили в Александрии, египетском мегаполисе того времени. Брак их был окутан любовью и взаимопониманием, в нем не было места для лжи и злости. Однажды знатный мужчина польстился красотой Феодоры и стал всячески обольщать ее, завлекая благами мирскими благами и богатствами. Завладеть телом девушки ему не удалось. Тогда вельможа придумал хитрость — он подговорил местную жительницу, чтобы она помогла ему. Женщина пришла к христианке и сказала, если грех свершить ночью, то Всевышний не узрит, а потому не стоит опасаться наказания. Поверила Феодора и отдалась чиновнику. После прелюбодеяния она осознала, какие гнусные вещи натворила. Ненавидя себя верующая рвала волосы, била по лицу, боролась с приступами совести, рыдала. Надеясь на прощение святая отправилась в ближайший храм, где все рассказала настоятельнице. Игумения узрела настоящее отчаяние и даровала обращающейся прощение.
Так грешница решила посвятить жизнь служению Всевышнему. Она оставила семью и дом, надела одеяния мужчины и отправилась в мужскую обитель, дабы супруг ее не искал в женской ценобии. Настоятель не пустил ее даже во двор, оставив ночевать рядом с воротами, испытывая таким образом веру и преданность Феодоры. Поутру назвавшись Федором девушка вновь постучалась в церковь. Увидев стойкость духа стоявшего перед ним "мужчины" игумен оставил ее для иночества и сердечного покаяния. Даже опытные священнослужители удивлялись, наблюдая за всенощными чтениями молитв и терпением нового инока. Так прошло 8 лет, тело девушки, оскверненное и оскорбленное, стало сосудом благодати Божией и отторгло от себя греховное наполнение.
В один из дней монаха направили в Александрию для покупки свежего хлеба. Там переодетая в мужчину Федора встретила дочь местного игумена, которая пыталась склонить служительницу к прелюбодеянию. Получив категоричный отказ девица возлегла с другим и забеременела, а затем пришла к отцу и оклеветала путника в надругательстве. Игумен тотчас предъявил обвинение настоятелю монастыря и самому монаху, но глава не поверил сей лжи. Спустя 9 месяцев принесли в обитель младенца, которого родила грешная дева. С ребенком на руках Феодору с позором выставили из ценобии, не зная, что она девушка.
Покорная и смиренная служительница забрала младенца, отправилась в пустынь, где заботилась о нем. Семь лет находилась она в изгнании, кормя малыша молоком, которое приносили из жалости пастухи. Однажды ее бывшему игумену пришел сон, в котором Федора была прощена, он воззвал ее с отроком обратно в обитель. Собратья по вере отнеслись к возвращению скептически. Однако, прощеная смогла возвратить к жизни пересохший колодец, направляя молитвы ко Всевышнему.
Вскоре праведница узнала о грядущей гибели, затворилась в келье вместе с подрастающим ребенком, где перед смертью наставляла его любить Отца Небесного, чтить свято веру. Последний раз попросила она о прощении сотворенных грехов и отдала душу Богу. Через некоторое время Господь через видение явился к игумену, открыл тайну о поле послушницы. Узнавшие об этом со слезами приходили к гробу, просили у девушки прощения, благодаря ее за благочестивые деяния.
Традиции праздника: как дата отмечалась на Руси
По обычаю женщины селения собирались на Федорины вечерки вместе, чтобы сообща рубить капусту для последующей закваски на зиму. Такой процесс проходил задорно, подъемно, в хорошем расположении духа. Пока хозяйки занимались домашней работой их мужчины варили традиционное пиво. Сусло заливали в специально отведенные сосуды из глины, корчаги, которые затем ставили на печь и нагревали. Полученные напиток именовали корчажным.
Ближе к вечеру взрослое население выходило к полю да к огороду и поклонялось ему, благодаря за дары. Считалось, что так урожайность хлеба повысится, и вся семья будет сыта.