Казанская летняя в 2025 году: |
21 июля, понедельник |
21 июля церковь почитает явление образа Богоматери в Казани и память сразу двух религиозных фигур - Прокопия Кесарийского, Палестинского великомученика, и одноименного Устюжского прорицателя. В простонародье торжество получило название Казанская летняя или Прокопьев день - синонимично именам чествуемых старцев.
История жития святых
По преданию появление образа Пресвятой Девы относится к 1579 году. Тогда случился масштабный пожар, поразивший больше половины Казанского здания Кремля. Мусульмане полагали, что таким способом Бог гневается на христиан за нечистые деяния. Сразу после события град начали отстраивать из оставшихся руин. Постройкой нового дома неподалеку занимался местный стрелец. Однажды во сне его дочери явилась Мадонна и указала, где при господстве последователей Мухаммеда была спрятана ее икона. Девочке, передавшей речи святой, никто не поверил. Только на третий раз мама последовала за своей дочерью и нашла кипарисовую доску с написанным ликом. Правящий Иван Грозный издал указ о возведении церкви в честь найденной иконы. Там же организовали женскую монастырскую общину, первыми из сестер в которой стала сама девятилетняя Матрона.
Почитаемый в этот день Прокопий Кесарийский, в мире известный как Неаний, жил в 3-4 веке в Иерусалиме. Он родился в семьей знатного христианина и язычницы. В юном возрасте Неаний лишился папы, потому воспитывался и получал образование от матери; она же направила его на службу в ряды армии Диоклетиана. Во времена гонений юноша преследовал и наказывал православных верующих по приказу правителя. В один из дней к нему снизошел Христос, наставив его на путь истинный. Узнавшая об этом мать поспешила к императору и открыла Диоклетиану правду о Прокопии. Новоявленного христианина изводили физическими пытками, а затем заключили под стражу в темницу. Многократно его представляли на суд и заставляли отречься от Иисуса, но Неаний стойко выносил все истязания. Обезумевший от злости Диоклетиан приказал отсечь голову праведнику. По наступлению ночи его братья по вере с почестями и молитвами захоронили останки убиенного.
Юродивый Прокопий жил в 13-14 веке; точное имя его до сих пор не установлено. Согласно писаниям он прибыл в Новгород из родного Любека на севере Германии. Мужчина, с детства воспитанный в роскоши и достатке, был приятно поражен великолепием архитектуры новгородских церквей и искренним верованием простого народа. Прокопий решил остаться в городе и принять православие. Он раздал бедным все имеющееся у него добро, и по указанию люда направился в Хутынский монастырь. Здесь он встретил своего будущего наставника Варлаама Прокшинича. Познав истину верования Любекский купец пошел в Великий Устюг, где за бездомный вид и отсутствие одеяния был подвергнут насмешкам. Долго скитался он по улицам, восхваляя Господа, и наконец остановился подле храма Успения Богоматери. Существовал торговец на подаяние прихожан, спал на ступенях церкви, непрестанно вопрошал за здравие горожан. За отречение от мирских благ старец был удостоен дара предвидения, однако, мало кому показывал его и все чаще представлялся блаженным. На последнем десятилетии своей жизни предсказал он сильнейшую бурю со смерчем, но никто из горожан не уверовал его словам. Когда стихийное бедствие поразило Устюг, жители сбежались к святилищу, на паперти которого без устали молился Прокопий. Узрел Господь просящего и пощадил грешных людей. После смерти провидец был причислен к числу церковных святых.
Обычаи празднования на Руси
На Казанскую летнюю начинали зажин ржи - первый сжатый сноп называли именинным, а зерна из него обладали целебными свойствами. От этой традиции день прозвали зажинки. Перед началом процесса произносили заклинания, передающиеся по поколениям, и только затем приступали к работе. Трудились не покладая рук; отдыхать садились только сжав "бабку" - девять снопов.
В отдельных регионах в торжество воспрещалось работать, поскольку считали его большим народным престольным празднеством. В этот период устраивали массовые гулянья, которые затягивались на несколько дней.