Кондрат да Ипат в 2025 году: |
4 октября, суббота |
Другие названия: | Игнат и Кондрат; Кондратьев день; Игнат; замолотки; дворы; день плодородия и земледелия; Димитрий, Апостола от 70-ти Кодрата; Священномучеников Ипатия епископа и Андрея пресвитера; Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского, митрополита |
4 октября православная церковь празднует сразу несколько религиозных торжеств, основное из которых — свершение памяти священномучеников Ипатия епископа и Андрея пресвитера. Праведники претерпели множество мучений и физических истязаний во имя Всевышнего, демонстрируя стойкость духа, непоколебимость веры. Помимо этого христиане по всему миру отмечают дату обретения мощей митрополита Дмитрия, святителя Ростовского, и память апостола от 70-ти Кондрата Афинского.
В простонародье торжество более известно как день Кондрата да Ипата или Кондратьев день. Поскольку праведников в период двоеверия считали покровителями земледелия и плодородия, крестьяне старались не лениться в канун празднества, старательно работали в поле, вопрошая у почитаемых страстотерпцев благополучия для всей семьи за усердный труд.
История жития святых
Великомученики Ипатий и Андрей жили в 8 веке в Ефесе, где занимали посты священнослужителей. Еще в юношестве мужчины учились водной обители; там Ипатий принял монашество, а Андрей выбрал для себя путь клирика. В это время правителем Византии был Лев Исаврянин, жестокий тиран, устроивший гонения на христиан, приказавший уничтожать образа и иконы. Когда армия императора добралась до Ефеса, праведники старательно защищали святые реликвии, убеждая братьев по вере сохранять спокойствие духа, не отрекаться от Христа. Священников все же поймали и заключили под стражу, оставив в заключении дожидаться наказания. На следующий день их предали истязаниям — мужчин били палками, сдирали заживо кожу, обмазывали смолью и обжигали, но мученики оставались живы и неустанно молились. Обезумевший царь приказал влачить их по улицам города как посмешище, и тогда страстотерпцы отдали Богу душу. Тела их были подняты паствой и с почестью захоронены близ города.
Святой Кондрат жил во 2 веке и был архиереем Мангазейским и Афинским, где проповедовал слово Господне. Многих язычников удалось ему облагоразумить, за что иные идолопоклонники возненавидели его. В один из дней толпа еретиков напала на священника, дабы умертвить, но тот остался жив. Местный градоначальник отдал приказ бросить святого в темницу без воды и пропитания, где праведник и скончался. Останки его были погребены в Магнезии, где епископ провел последние дни.
Традиции и обычаи празднования народной даты
С Кондратьева дня начинались замолотки зерна. С предшествующего вечера хозяйки топили большие приспособления для молотьбы — называемые овинами. На первом ярусе разводили костер, жар от которого поднимался через решетку на втором ярусе и подсушивал собранные колосья. После такой процедуры зерно размолачивалось без особых усилий. Для работников с самого утра варили ароматную кашу, чтобы придать сил на весь день, а вечером угощали свойской брагой и выпечкой.
На Кондрата да Ипата юные хозяйки приводили в порядок хозяйство во дворе. Свахи гуляли по селению и заглядывали через забор, подсматривая, где живет нерадивая невеста, не способная содержать дом в чистоте. Если девушка уже была сосватана, а двор ее оказался чист и пригож, в этот же день устраивали сватанья и традиционный обряд омовения. Сваха заходила во владения девушки, проверяла углы, потайные места и выдавала свое решение. После этого выносили именинный (первый в этом сезоне) сноп, перевязанный разноцветными лентами, обходили с ним двор. Такой ритуал символизировал будущую урожайность и единство новоявленной семьи.