Обжинки в 2025 году: |
28 августа, четверг |
Другие названия: | Досевки; Дожинки; Спожинки; Засидки; Овсяница; Складчины; Осенины; Успение; Земля-именинница; Большая Пречистая, Приурочен к Успению Пресвятой Богородицы |
Дожинки (Спожинки) - это известный старый праздник в честь окончания периода жатвы. В зависимости от региона проживания славяне отмечали его в различное время. Народности древнерусского государства торжественно справляли Обжинки 28 августа, католики - 15 августа (дата сохранилась от старого стиля), а сербы и болгары - в конце сентября. Жители территории Южной Пруссии вовсе гуляли его дважды - при уборке яровых и по окончанию сбора злаковых культур.
Во времена двоеверия, то есть становления христианства и искоренения идолопоклонничества, торжество стали именовать Успение или Большая Пречистая как поминание смерти Пресвятой Богородицы, который тоже приходится на этот день. Сами Обжинки больше характерны для западных и восточных славянских традиций и включают в себя ритуалы и действия, связанные с последним (дожиночным) снопом, обливанием жниц, масштабной праздничной трапезой.
Обычаи празднования народной даты на Руси
День завершения большой жатвы был значим и важен для земледельцев. Сегодня нужно было поблагодарить Всевышнего за урожай, собранный за прошедший год. Самые последний сноп пожинали с особым уважением и почтением, стараясь не произнести ни слова. В отдельных регионах считалось, что в него вселился дух полей и урожая, потому сноп наряжали в вышитую рубаху, повязывали платок. Затем его ставили рядом со столом и благодарили за дары природы. На самом поле нетронутыми оставляли несколько колосков, каждый из которых повязывали яркой лентой, а затем заплетали по принципу косы. Процесс называли "завиванием Велесовой бороды". Рядом с "бородой" ставили соль и хлеб, даруя их языческим Богам.
К вечеру на Обжинки устраивали застолье. Хозяева полей готовили густые масляные каши, блины с салом, ставили на стол свежесобранный мед, свойские наливные яблоки. Под запретом была говядина, поскольку самого быка считали одним из образов бога Велеса. Угощали снедью всех, кто принимал участие в работе. От гостеприимства и щедрости хозяина зависела урожайность следующего года, поэтому выкладываться старались максимально. Молодежь в это время развлекалась возле двора - устраивали пляски, песнопения, игры.
С дожиночным пучков колосьев связана еще один интересный ритуал. Из колосков сплетали небольшой венок и одевали самой красивой девушке из добровольной толоки. Затем гурьбой шли по улице, запевая частушки, песни. Если по дороге юной красавице встречался пригожий мужчина, она снимала венок и отдавала избраннику. После этого все шли в хату, где ждал сытный традиционный обед.
С этого момента начинаются рябиновые (изначально рябинные, то есть пестрые) ночи - пик разгула бесов и нечистой силы. Их отличительная черта - зарницы и сильные раскаты грома в темное время суток. На протяжении ночи проливной дождь неустанно льет с небес, дует вихреобразный ветер, блестят молнии. Каждого покалеченного или убитого автоматически считали ведьмаком и черным колдуном, которого покарал Всевышний.
Примечательно, что на Украине Спожинки связаны не только с процессом большой жатвы. Этот день все незамужние девушки ждали с особым трепетом, так как после его кануна посылали в дома сватов. К тому же на Успение можно было попросить у Богородицы долгожданной беременности или просто женского здоровья. Для этого дева отправлялась на сжатое поле, каталась по земле, читая определенный заговор.