День бога огная Семаргла в 2025 году: |
14 апреля, понедельник |
Сведения о верованиях древних славян - это уникальное наследие наших предков. Язычники поклонялись не идолам, как многие ошибочно полагают, а тому, что видели ежедневно - ветру, солнцу, грому и молниям, считая такие явления дарами божьими. С падением язычества как не христианской религии многие божества стали выставляться в негативном ключе как противоречащие учением Господа.
В настоящее время люди настроены более разносторонне и готовы рассматривать различные религиозные точки зрения, постигая все больше сведений. Праздник огня, посвященный одному из языческих богов, традиционно отмечался на Руси 14 апреля и фактически является информационным источником об обычаях наших праотцов.
История становления даты
Первые упоминания о божестве относятся к древнерусским церковным текстам, где описывалось, что старообрядцы веруют "и в Сима и в Регла". Длительное время считалось, что такое написание ошибочно, поскольку, скорее всего, писец просто перепутал перевод символов и движением руки отделил их друг от друга. Но проведенные со временем исследования говорят об ином и приписывают Семарглу симбиотическое слияние двух иранских существ, причисляемых к поклонению огню - Симурга, фантастической птицы, и Сэнмурва, полуволка-полусобаки. И действительно - во всех источниках этого бога изображали как усредненную комбинацию волка с птицей.
По параллельной теории иных религиоведов Симаргл отождествлялся с древним писанием словосочетания "семь Ярил", и, таким образом, представлял собой семиглавого Ярилу в образу пса. Сторонников достаточно и у одной и у другой точки зрения.
По преданию Огнебог был не просто хранителем первозданного небесного пламени, но и выступал в качестве вестника между миром земным и духовным как Гефест у античных греков. В кровопролитных битвах воины часто обращали к нему свои мольбы, чтобы Божий огонь объединил их воедино, и дал сил бойцам выстоять и одержать победу над оппонентами. Симарглу так же приписывают образ повелителя луны - считается, что вооружившись огненным мечом он в своем волчьем обличье не дает темным силам проникать в наш мир в период полнолуния. Покидает пост службы он единожды в год по зову возлюбленной Купальницы, что обычно приходится на день равноденствия в сентябре. Спустя положенные 9 месяцев рождаются их дети - Кострома и Купала.
Огнебогу присваивают генетическую принадлежность к великому Сварогу, который по преданиям приходился ему отцом. Сварог, ударив молотом по наковальне, высек яркую искру, чей свет озарил ночную тьму, и из искры был рожден Симаргл на златогривом коне. Он удалился прочь, оставляя за собой черный след копоти, приняв решение жить в человеческом образе среди людей.
Как торжество отмечалось нашими предками
На праздник огня, как обычно называли день Семаргла, хозяйки мастерили из сена и веток чучело Морены - богини, которая когда-то пыталась убить повелителя пламени. Ее куклу сжигали на костре, тем самым олицетворяя силу властелина небесного огня, приближая приход настоящей весны и таяние снежных покровов. После этого юноши и девушки прыгают через костер, отдавая таким образом почесть Симарглу, и призывают богиню Живу, ведающую весной. Заканчиваются такие масштабные гулянья плясками, шумными хороводами и песнопениями.