Празднование в честь иконы Божьей Матери Феодоровской в 2025 году: |
29 августа, пятница |
29 августа (по старому стилю — на момент введения торжества 16 августа) православными верующими свершается празднование в честь иконы Божьей Матери Феодоровской. На протяжении нескольких столетий она была покровительницей целого рода Романовых, их семейной реликвией, и одновременно с этим заступницей государства Российского. Иконография гласит, что автором подлинной работы является сам Лука, апостол от 70-ти и евангелист. При этом лики изображены с двух сторон — на обороте запечатлена святая мученица Параскева.
Историческая справка об иконе
Первые документальные упоминания о реликвии относятся к 12 веку. Описывается, что она долгое время находилась в небольшой часовне в Городце под Нижним Новгородом. Спустя столетие на это месте возвели одноименный монастырь, и она же стала главной святыней сооружения. Когда в 1238 году на город напали воины хана Батыя, церковь сожгли, а сам образ был утрачен.
Религиоведы высказывают несколько версий об обретении лика:
- В 1239 году князь костромской Василий Квашня проезжал мимо реки и увидел висящую на дереве икону. Мужчина привлек духовенство и перевез утрату в Кострому; на локации обретения соорудили Запрудненско-Спасский монастырь.
- Следующая точка зрения сюжетно повторяет первую, однако в качестве датирования указывается 1263 год, а в качестве нашедшего — Василий Ярославович, также князь костромской.
- Иное сказание гласит, что Юрий Всеволодович, правитель городецкий, обнаружил реликвию в небольшой часовне возле города. После его гибели образ отошел Ярославу Всеволодовичу, младшему брату, а затем сыну Ярослава — Василию. Последний перенес лик в Кострому, и воздвиг храм.
Прийти к единому мнению историкам так и не удалось. Чудотворной икона была признана вскоре после того, как та уцелела при масштабном пожаре и помогла русским воинами отбить Кострому от захватчиков, крымских татар. Святыня стала особо почитаема в царском роду. По этой причине принятие православия немецкими принцессами, заключающими брак с великими князьями Руси, происходило с привлечением лика Богоматери Феодоровской. По традиции новоявленным женам давали новое отчество — Федоровна.
К 20 веку образ продолжал находиться в храме. В 1929 году ее транспортировали в Москву для реставрации, что следовало сделать ранее. Часть иконы была безвозвратно утрачена. После реставрационных работ ее перевезли в Иоанно-Златоуствоскую церковь, а затем во храм Воскресения Христова на Дебре. В настоящее время реликвия находится в Богоявленско-Анастасиином монастыре.
Традиции празднования и почитания
Православная дата известна еще с 13 века. Изначально образ было исключительно местнопочитаемым на земле Костромской, в период правления Михаила Федоровича она становится общецерковной по всей России. Первоначально празднование в честь иконы Божьей Матери Феодоровской не имело четкого датирования. В разных источниках указываются вторая, третья и четвертая недели Великого поста, а начиная с 1620 года — точное число, 14 марта по Юлианскому календарю. Позднее добавилась еще одна дата - 16 августа (ныне - 29 августа).
Примечательно, что торжество всегда отмечалось с особой пышностью наряду с Благовещением. В канун праздника цари устраивали шумные торжественные приемы, на которых отмечались заслуги патриарха. В настоящее время богослужение не имеет особо важного статуса и свершается согласно утвержденному великопостному уставу.