Празднование в честь обретения мощей мучеников, иже во Евгении в 2025 году: |
7 марта, пятница |
С первых лет появления христианства на ее последователей устраивались гонения в той или иной степени интенсивности. Тела умерших от пыток изуверы закапывали в потаенных местах. Но Божьим промыслом их находили и хоронили с почестями, сохраняя память о жертвах в веках. Празднование в честь обретения мощей мучеников, иже во Евгении, отмечаемое 7 марта, – этому подтверждение.
История праздника
В V веке у городской башни, под названием Евгениевская, в столице Вавилона Константинополе, люди вдруг стали исцеляться от физических и душевных недугов. Это вызвало большое волнение, и Константинопольский патриарх дал согласие на проведение раскопок. В результате были найдены тела христианских мучеников с признаками насильственной смерти. Останки были перенесены с почетом в местную церковь.
Находка не была случайной, потому что в скором времени церковному служителю было видение, из которого он узнал, что среди неизвестных останков находятся мощи апостола от 70-ти Андроника и его соратницы Иунии. В честь святого на этом месте семь веков спустя император Андроник построил величественный храм.
Праздник подчеркивает великую силу святых мощей, которые не подвластны времени и стихиям, и их значение для православных верующих.
Гонения на христиан
Начало гонениям положили иудеи еще при жизни Иисуса. Спаситель предупреждал своих учеников, что их будут гнать так же, как и Его. Поначалу притеснения не были узаконены, и осуществлялись периодически. Первая волна жестоких репрессий произошла во времена правления Нерона (64 – 68), когда вместе с множеством мучеников были казнены апостолы Петр и Павел. После временного затишья гонения возобновились при Домициане (81 – 96), затем при Траяне (98 – 117).
Во второй половине 2 века издаются законы, запрещающие исповедовать христианство и обязывающие совершать идолопоклонство и жертвоприношения. Самые жестокие преследования – уже на уровне государственной политики – проводились в 303 – 313 гг. Верующих доставляли на суд и требовали, чтобы они отреклись от своей веры. Тех, кто отказывался от Христа и публично и совершал поклонение идолам, отпускали домой. Те, кто были стойкими в своей вере, подвергались пыткам, жестоким казням или изгнаниям. И только при Константине Великом (306 – 337) христианство стало официальной религией. Но на этом преследования не закончились. Они возобновлялись и в последующие века в разных странах: в Англии, Германии, Азии, на Балканах и Ближнем Востоке.
Гонения на христиан не только не уничтожили веру, а наоборот – распространили и укрепили ее. Этому способствовало следующее:
- Многие язычники, увидев, с каким мужеством переносили страдания христиане, начинали принимать новую веру.
- Изгнанные из родного дома бежали в другие земли и приносили с собой учение о Христе.
- Тот, кто был слаб в своей вере, отрекался от Спасителя, и Церковь таким образом очищалась от недостойных.
Сотни тысяч праведников пострадали за Христову веру со времён крещения Руси. Первые известные мученики – Феодор Варяг и его сын Иоанн (конец X в.), убитые язычниками за отказ выполнить требование жрецов принести мальчика в жертву. В большевистской России около 1 млн верующих были расстреляны или отправлены в ссылку. Первомучеником же стал протоиерей Иван Кочуров, расстрелянный 31 октября 1917 г.