Род и Роженица в 2025 году: |
21 сентября, воскресенье |
Многие старославянские праздники имеют символическое значение. Они являются отражением языческих верований и несут в себе отношение наших предков к естественным событиям окружающей действительности: смене времён года, различным природным явлениям (гроза, молния, и пр.), социально-культурный аспектам жизни любого человека (рождение, брак, появление детей, старение и смерть).
К последним относятся праздник "Род и Роженица". Он знаменует собой возникновение новой жизни и отмечается ежегодно 21 сентября (старостил. 8).
Историческая справка.
Этот праздник является одним из древнейших событийных поводов в жизни любого древнерусского человека.
Традиция отмечать "Род и Роженицу" своими корнями уходит в глубину веков: времена, когда наши пращуры ещё не знали христианства, а поклонялись богам славянского языческого пантеона.
В первую очередь этот праздник посвящён формированию новых пар, обретению семейного благополучия, таинству зачатия и появления новой жизни.
Кто и как отмечает.
Церемония празднования делилась на определенные фазы: в первую очередь шёл "Зачин".
На нём жрецы племени (рода) приносили щедрые дары и жертвы. Они возносили мольбы прославления Лели и Ладе (древнеславянские богини семьи и жизни), чтобы тебе даровали благополучие, крепкое здоровье и сильное потомство вновь создаваемым и уже ранее сформированным парам.
Затем девушки на выданье проводили традиционный обряд "похорон мухи" (осы, муравьи или любого другого насекомого).
Для этого они собственноручно изготовляли специальный "саркофаг" и относили его на пустырь, где под специальные песнопения "хоронили усопшего".
Обряд символизировал собой начальный этап "смерти", после которой в Роду должна была появиться новая жизнь.
После «мушиных похорон», наступала фаза обрядовой "охоты на лосих". Она символизировала этап смотрин и ухаживаний.
Для этого пара молодых незамужних девушек одевалась в костюмы лосей и убегала в лес. По следам "дичи" пускались охотники из молодых парней готовых к браку.
Первую попавшуюся "лосиху" на время отпускали, а вторую церемонно вели к капищу, где жрец "бранил" её за то, что заставила парней побегать.
В "наказание", девушка была обязана выбрать суженого из отправившихся на охоту парней, а если тот отказывался от предложения — её оставляли "в девках" до следующей осени.
Менее "прыткая лосиха" была обязана выйти замуж за поймавшего её ловца.
Далее праздник переходил в «Рожаничный пир»: шумное застолье с лучшей за год едой и различными конкурсами. После чего молодые пары уединялись, а остальные члены рода пели песни и водили хороводы до утра.
Всего хороводов было минимум пять: «зачинный», посвящённый Роду и четыре, по каждому времени года.
«Зачинный хоровод» водили вокруг самой старшей женщины, которая держала в руках заранее испечённый ею овсяный каравай.
Хлеб символизировал преемственность поколений и единство Рода. По окончанию каждого хоровода каждый танцующий был обязан съесть от него небольшой кусок.
Праздник не заканчивался, пока до крошки не съедался весь ритуальный хлеб.
Занимательные факты:
- Аналогичные праздники в разных трактовках прослеживаются не только в древнеславянской, но и практически во всех (кроме баскской) европейских культурах.