Сецубун в 2025 году: |
3 февраля, понедельник |
Пока многие из современных государств стараются избавиться от пережитков истории в виде обычаев, Япония наоборот старается чтить и приумножать многовековые традиции. Каждый в стране восходящего солнца с удовольствием любуется на цветение сакуры, повторяя таким образом древнейший ритуал, и из года в год отмечает великие для празднества. Сама Япония состоит почти из 50 префектур (аналогичных российским регионам), и в каждом из них наблюдаются уникальные особенности проведения торжеств.
Однако есть даты, которые справляют вне зависимости от территориального расположения области. Одна из них, Сецубун (или Сэцубун), представляет собой классическое мероприятие, связанное с пониманием философии взаимодействующих, но одновременно с этим противоположных начал. Японцы искренне верят, что на стыке зимнего и весеннего сезонов происходит борьба положительного и отрицательного, что вызывает особую опасность появления бед и несчастий. По этой причине в ночь с 3 на 4 февраля жители городов и деревень проводят ритуалы духовного очищения и изгнания злых духов. Само торжество считают ключевым, поскольку японцы благодарят бога за защиту и покровительство.
Традиции празднования даты
Истоки зарождения Сецубуна восходят к началу 8 века. Считается, что традиции появились в Китае, когда Новый год люди надевали медвежьи шкуры и тематические маски, и в таком наряде изгоняли демонов с улиц и дворов. Спустя несколько столетий обряд переняли в Японии и включили его в список обязательных мероприятий, проводимых специально для императорского дворца. Правда, красив был праздник только визуально. Для изгнания бесов в 13 веке использовали головы сардин, которые при поджигании источали ужасающий запах. Верили, что это наверняка отпугнет нечистые силы. Позднее с этой же целью стали применять барабаны, дым горящих веток.
В 14-15 веках появилась еще одна традиция — очищение Макемаке (Маке-маке), или метание поджаренных бобов. Их раскидывали в домах, на территориях храмов, близ часовен, на городских улочках, а заниматься этим должен был человек, родившийся в год животного, соответствующего году празднования.
Интересно! В тех семьях, где есть дети, празднество приобретает особый размах и веселье. Ребята делают из бумажных листов импровизированные маски, а затем одевают их на одного из взрослых, находящегося дома. Когда последний наденет маску, остальные забрасывают его бобами и выкрикивают специальные ритуальные слова - "Они-ва сото! Фуку-ва ути!" (дословно — демоны вон, а счастье в дом). После такого забавного действия взрослый человек должен подобрать с пола и съесть столько бобовых, сколько ему лет и на один больше. Так он привлечет удачу, благоволение судьбы.
Обряды изгнания потусторонних негативных сил проводят и публично в храмах. Такие мероприятия пользуются спросом и всегда собирают массу зрителей. Сначала в пагоде проводят специализированный ритуал, а затем из нее с шумом выбегают переодетые в драконов мужчины и исчезают в толпе. Монахи, следующие за ними, гонят их по улицам, в то время как помощники разбрасывают в разные стороны заранее приготовленные жареные бобы.