Состоялось открытие Московского государственного театра оперетты в 2024 году: |
24 ноября, воскресенье |
24 ноября 1927 года состоялось открытие Московского государственного театра оперетты, "отцом" и основателем которого по праву считается Григорий Ярон, советский деятель режиссуры. Долгие десятилетия репертуар, состав труппы, расположение группирования стремительно менялись. Неизменным было лишь его предназначение — непринужденное и комическое изображение реалий.
Сегодня большая Московская оперетта сохраняет верность выработанным годами традициям. Ей удается придерживаться статуса одного из ведущих театров как в самой Российской Федерации, так и за рубежом, в странах бывшего Советского союза. Среди лучших постановок числятся "Летучая мышь" пера Штрауса, "Веселая вдова" композитора Легара, "Белая акация" Исаака Дунаевского. В дополнение к поддержке классических произведений формирование старается развивать мюзикл как обособленный жанр, вызывая у постоянных зрителей неподдельный интерес.
Историческая справка
До начала 1917 года в Москве действовали сразу 2 учреждения оперетты — театр "Зона" и объединение Евгении Потопчиной (известен как названием Никитинский). Последний из перечисленных фактически стал прямым предшественником главного государственного театра. До 1927 года у труппы личного помещения не было, а само название несколько раз видоизменялось.
- "Товарищество на марках" (1918 год);
- "Общество революционной сатиры" (с 1920 года);
- "Частный театр оперетты", базировался в нескольких комнатах ресторана "Славянский базар" (1921-1922 годы). Спектакли ставились только в холодное время, поскольку по весне коллектив переехал в сад "Эрмитажа";
- "Театр музыкальной комедии" (1925 год);
- "Трудовой коллектив артистов оперетты Москвы", руководитель — Николай Бравин (1926-1927 годы).
Во второй половине 1927 году Совнарком пересмотрел решение о закрытии самодеятельности и постановил сохранить вид искусства как явление, а сам репертуар состава приблизить к существующим проблемам современности. Официально на государственном уровне Мосоперетта открылась 24 ноября этого же года. Изменили и расположение объединения, которое перенесли на Большую Садовую улицу в здание "Аквариума". За длительную вековую историю своего существования оно не раз меняло место локации. В частности в период Великой Отечественной войны он был перенесен в Новокузнецк (тогда Сталинск).
Хронология становления жанра в России
Особую распространенность этот простой и искрометный жанр начинает приобретать к 70-м года 19 века. Сатирическая интонация, пришедшая из Франции и Австрии, быстро сменяется на специфический фривольный фарс. Приверженцам легкой сатиры выступали в основном помещики, дворяне, купцы, которые воспринимали оперетту своеобразным средством собственного развлечения, отдыха. Значительная часть деятелей культуры и литературы выступила категорически против такого оскорбительного жанра (к примеру, Михаил Салтыков-Щедрин), считая его оскорблением искусства и подвидом клоунады.
К началу 20 века оперетта уже во всю набрала обороты популярности. По всей России открывались отдельно организованные составы, целые театральные альянсы. В 20-х годах открылся знаменитый Московский театр оперетты, давший новый виток развития непринужденной комедийной сатире.