В Москве открыт памятник Кузьме Минину и князю Пожарскому в 2025 году: |
4 марта, вторник |
В 1611 – 1612 гг., когда поляки напали на Московское государство, нижегородский земский староста Минин-Сухорук сумел собрать деньги и людей для формирования ополчения. Под предводительством Дмитрия Пожарского ополченцы отстояли независимость русских земель. Об этом подвиге В. Белинский сказал так: «Они одни решились… и спасли погибающую отчизну».
В начале XVIII в. благодарные потомки решили увековечить память о двух новгородцах и собрали народные деньги для создания монумента. 20 февраля (4 марта) 1818 года в присутствии императорского двора произошло долгожданное событие, о котором газеты напечатали на первой странице: в Москве открыт памятник Кузьме Минину и князю Пожарскому.
Идея создания монумента
Идея увековечить память о двух выдающихся сыновьях матушки России впервые родилась в среде представителей науки и культуры в 1803 г. Постепенно она набирала силу, и в 1804 г. скульптор Мартос начал работу над проектом. Через 3 года он представил первый набросок будущего памятника, тогда же начался и сбор пожертвований на его строительство.
Вначале предполагалось, что монумент из бронзы будет установлен в Нижнем Новгороде, но затем было принято решение в пользу Москвы. Чтобы не обидеть земляков героев, в Нижегородском кремле установили мраморный обелиск, который сохранился до наших дней. В 2005 г. Зураб Церетели создал копию оригинальной скульптуры, которую установили возле храма Иоанна Предтечи в Нижнем.
Описание скульптуры
На постаменте из финского гранита установлены фигуры двух мужчин. Мартос облачил их в античные одежды, потому что по традициям классицизма так изображали благородных воинов. Но если внимательно присмотреться, то нетрудно заметить сходство с национальной одеждой: портами, длинной рубахой, свитой (кафтаном).
По замыслу автора, оба героя стояли в полный рост, но этого не могли допустить государственные лица – Минин и Пожарский были разного сословия. Тогда скульптор изобразил полководца сидящим. Такая поза была оправдана, потому что когда народ призвал Дмитрия, тот залечивал раны, полученные в боях. Воин сидит, как бы вытянув вперед больную ногу, и опирается на рукоять оружия. Его соратник левой рукой также держится за меч, что символизирует готовность обоих к сражению, а правой указывает на Москву, которая находится в беде.
Постамент украшен двумя барельефами. На том, что расположен с лицевой стороны памятника, отображена сцена сбора денег и драгоценностей жителями Нижнего Новгорода. В облике крайнего слева мужчины изображен сам скульптор. На барельефе с тыльной стороны памятника показаны эпизоды сражений с поляками.
Простая и лаконичная надпись на постаменте гласит, что памятник установлен от благодарной России «Гражданину Минину и князю Пожарскому». За эту краткость ее критиковал А. С. Пушкин, считавший, что нужно было указать имена героев и статус Минина.
Скульптуру установили лицом к Кремлю. В 1931 г. ее развернули и передвинули поближе к Покровскому собору (Василия Блаженного), ибо она создавала помеху для проведения торжественных шествий.
Критика
Памятник произвел ошеломляющее впечатление. Он был безупречен и вызвал восхищение и восторженные оценки современников. А вскоре после Октябрьской революции стали появляться публикации с призывами снести скульптуру, как «буржуазный мусор». Здравый смысл взял верх, и сегодня возле памятника, который признан исторической ценностью, 4 ноября проводится торжественна церемония в память о сражении 1612 года.