В Санкт-Петербурге открылась прощальная выставка объединения «Мир искусства» в 2025 году: |
9 марта, воскресенье |
Русская художественная школа является классическим примером многообразия подходов к видению форматов изобразительного искусства. Наряду со всем известными "передвижниками", в конце 19-го начала 20-го века в России существовали и другие мастеровитые художественные объединения.
Все мировые искусствоведы едины во мнении, что одной из важнейших дат в ренессансе русской художественной мысли является 9 марта 1906 года, когда в Санкт-Петербурге открылась прощальная выставка объединения «Мир искусства».
Историческая справка.
Союз художников под именем "Мир искусства" сформировалось в последнем десятилетии 19-го столетия. В отличие от "Передвижников", его члены провозглашали первостепенную важность эстетического духа в творчестве. Они твердо стояли на позиции, что каждая картина художника в первую очередь должна отображать его личность. В ряды "Мира искусства" входили такие выдающийся деятели отечественной культуры, как: И.Левитан, Л. Пастернак, С.Дягилев, К. Коровин, Б. Кустодиев, Н. Рерих, В. Серов и ещё десятки известных и сегодня фамилий. Пик деятельности объединения приходился на вторую половину 90-х годов позапрошлого столетия.
В то время картины художников из "Мира искусства" постоянно выставлялись в ведущих российских и иностранных галереях. Каждая такая выставка была значимым событием и поводом для проведения общественных раутов высшего света. На них часто можно было видеть ведущих государственных деятелей, вплоть до представителей императорских семей. Но в 1904 году в рядах художественного союза возникает кризис. Его истинная причина кроется в неумении многими творческими людьми принять объективную критику своей работы, а также разностью отношения ведущих членов "Мира искусства" к надвигающейся русско-японской войне.
С точки зрения искусствоведов, именно 1904 год стал временем фактического распада объединения. Хотя на бумаге оно и просуществовало еще вплоть до 1924 года.
9 Марта 1906 года в столичном Петербурге в Екатерининском зале 3-его выставочного павильона на Малой Конюшенной улице открылась финальная выставка уже два года как не собиравшегося союза. Устроителем события был Сергей Дягилев, ранее проводивший в столице большинство подобных мероприятий. Зрителям были представлены картины Врубеля, Кузнецова, Сапунова, Ларионова, Явлинского, Сарьяна и др.
Все эти работы также приняли участие в состоявшемся спустя полугодие Большом Парижском Осеннем Салоне Русского Искусства, где Дягилев презентовал европейской публике не только образцы работ отечественных живописцев, но также большое количество современной скульптуры и различных инсталляций. После Парижа экспозиция "Осеннего салона" с грандиозным успехом выставлялась в Берлине и Венеции. Именно с неё в Европе началась знаменитая эпоха "Русских сезонов".
Занимательные факты:
- Несмотря на натянутые отношения и постоянное соперничество между членами различных художественных союзов, Дягилев умудрялся со всеми поддерживать ровные отношения и иногда даже выставлять работы непримиримых соперников в жизни в одном зале;
- По мнению искусствоведов, экспозиция русского "Осеннего салона" Дягилева стала основой для множества современных культурных направлений. По словам многих знаменитых художников 20-го века (Дали, Кондинский, Писарро и др.), своё вдохновение они во многом черпали из свежести и новизны взглядов русских художников начала прошлого столетия.